Педагогическая конференция

ГЕНДЕРНОЕ КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Черепанов В.Г.
Проблема создания в современной школе воспитательной среды, необходимость создания условий для нравственно-патриотического воспитания детей, заполнение ниши, освободившейся в результате отказа от традиционной для советской школы системы воспитания, порождает поисковую активность педагогических коллективов многих школ страны. Среди разнообразных воспитательных систем особое место занимает кадетское движение. Обеспечивающее патриотический компонент воспитания, сочетающийся со специальной подготовкой к службе в рядах вооруженных сил, МЧС, полиции и других силовых структур. В нашей школе была осознана необходимость обновления воспитательной системы. Одним из направлений обновления стала разработка и реализация проекта гендерного воспитания. Цель реализации этого направления воспитательной работы - создание единого образовательного и воспитательного пространства, направленного на духовное, культурное и физическое развитие детей в рамках системы военно-патриотического воспитания с реализацией гендерного направления в кадетских классах сельской школы. После годичной подготовки были набраны первые классы девочек и мальчиков. Для девочек основным стало эстетическое направление, а для мальчиков военно-патриотическое в форме кадетской подготовки.
В августе 2012 г. соглашением о сотрудничестве с Главным управлением МЧС по Пермскому краю на базе МАОУ «Лобановская СШ» создан кадетский корпус и набран прокадетский гендерный класс. Направление создано на основании подготовленных нормативных актов: Положения о создании гендерных классов, Устава кадетского корпуса, согласованного с ГУ МЧС по Пермскому краю.
В основе реализации идеи кадетских классов лежит программа «Специализированное гендерное развитие в получении современных образовательных результатов в сельской школе».
Особенности воспитательной системы кадет.

Основными отличительными особенностями воспитательной системы кадетского направления являются:
- прокадетские классы организованы на 1 ступени обучения. В них обучаются мальчики, принимаются они по заявлениям родителей или лиц, их заменяющих;
- за обучающимися детьми прокадетских классов сохранено право перехода в любой соответствующий общеобразовательный класс школы;
- прокадеты имеют установленную в прокадетских классах атрибутику, знаки отличия, носят особую форму одежды - повседневную и парадную, спортивную и полевую, утвержденную Уставом. В общении между кадетами и кураторами используются ритуалы, принятые в военной среде;
- большое значение имеет программа дополнительного образования прокадет, направленная на формирование навыков выживания в экстремальной обстановке, военное, спортивное, нравственное и эстетическое развитие, формирование понятия чести и достоинства гражданина и офицера;
- прокадетские классы имеют специфический распорядок – ежедневно проводятся разводы на занятия, утренние осмотры, исполнение гимна, назначение дежурного наряда и т.д.;
- в наличии имеется специализированный кабинет для военной подготовки (ОБЖ), площадка для стрельбы, приспособленный борцовский зал, музей, единая полоса препятствий;
Выпускникам прокадетских классов, успешно прошедшим программу и сдавшим нормативы по физической подготовке, будет предоставлено право поступления в 5-й кадетский класс.

Результаты реализации программы кадетского воспитания.
Отслеживаются как результаты коллективные - взводные, так и личностные, исходящих из качественных показателей деятельности кадет. Одним из таких способов мониторинга результатов является анализ качества проведения развода. Развод содержит несколько модулей, имеющих свои цели и этапы, позволяющие при организованном наблюдении выявить различные качества личности и коллектива.
Анализируется эмоционально-волевая воздейственность командира, его умение предъявлять требования подчиненным, организовывать их деятельность. Обращается внимание на умение командира создавать морально-психологический климат внутри взвода, способствующий решению поставленных задач. Фиксируется рост соответствующих умений у учащихся.
Заключение
Вся структура кадетского воспитания построена таким образом, чтобы результатом работы был выпускник, являющийся ориентиром для всех участников воспитательного процесса. Человеком социально ответственным, имеющим четкие гражданские позиции, готовый к их изложению, обладающий сознанием патриота, имеющего общекультурный кругозор и воспитанный в духе этической морали.
Черепанов В.Г.
МАОУ «Лобановская средняя школа» с.Лобаново, Пермский край, РФ
Участник Всероссийской конференции "Педагогическая мысль третьего тысячелетия" 2017

Forums: