МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Музейная педагогика как средство воспитания подростка
с активной гражданской позицией и чувства патриотизма за свою Родину»

Прудникова А, Внеурочная деятельность
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего,
и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Антон Семёнович Макаренко

Музейная педагогика одно из актуальных направлений модернизации образования, нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания служить Родине.
На сегодняшний день в образовании на первое место ставят гуманитарные науки, а именно историю и обществознание. Это те предметы, которые направлены на социализацию личности в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Цель моей работы: Создать условия для формирования у учащихся подросткового возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции через учебную деятельность на уроке истории и обществознания.
Для этого ставлю перед собою следующие задачи:
- Формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- Прививать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях;
- Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- Формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
- Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата.
Прудникова Алена Алексеевна, СОШ №1 с. Приволжье
Для решения задач в своей работе применяю современные образовательные технологии в воспитательной деятельности:
Информационно-коммуникационные технологии, деятельностный метод, личностно-ориентированное воспитание, интерактивные методы воспитания, игровые технологии, метод проектов.

Моя воспитательная работа все больше связана с деятельностным подходом к получению и освоению детьми новых знаний в процессе обучения, развитию у них творческих способностей. Для реализации деятельностного подхода я выбрала технологию метода проекта в музейной педагогике.
Занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В чём видятся преимущества применения метода проектов?
Прежде всего, в том, что внеурочная деятельность не ограничена временными рамками, что позволяет ученику более детально вникнуть в проблему, применить разнообразные виды деятельности,
Во-вторых, полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применение его в жизни, как исполнителю проекта, так и соученикам, и школе.
В-третьих, разработка и реализация проекта опирается на определённую базу накопленных знаний и умений, представлений и навыков каждого ученика индивидуально.
В-четвертых, занятие проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальных болезней, идущих из подростковой среды.
В-пятых, участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально активным.
На  уроках истории и обществознания большое внимание уделяю современным формам и методам познавательной деятельности учащихся. С этой целью изучаю вопросы привлечения в учебный процесс дополнительной литературы по предмету, образовательных ресурсов сети Интернет, научно-популярных и художественных фильмов, телевизионных передач, СМИ, провожу нестандартные уроки. В каждом классе предлагаю выполнение  творческих работ, формы которых различны: исследовательские работы, акростих, сочинения, эссе, статьи,  проекты, кластеры, синквейны, синектика и др. Лучшие работы выставляются на муниципальные и региональные конкурсы и научно – практические конференции международного уровней.
Очень важное место в преподавании истории и обществознания занимает краеведческий кружок «Музей». За эти годы, мы с ребятами  создали несколько циклов работ: «Вся жизнь - упорный труд» (о заслуженных учителях нашей школы), «На фронтах войны» (о ветеранах Великой Отечественной войны). Именно в краеведческой деятельности школьников вижу огромные возможности, которые позволят воспитать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. В целях углубленной подготовки к олимпиадам, итоговой аттестации за курс основной школы (ГИА) провожу элективные курсы по истории, программу которого составила сама.
Мною создана эффективная воспитательная программа. Разнообразные воспитательные программы образования детей охватывают  учащихся 8-11 классов, соответствуют их индивидуальным запросам, формируют социальную компетентность, развивают творческий потенциал, обеспечивают успешное участие в различных конкурсах и мероприятиях. Об эффективности данной программы свидетельствует улучшение результатов в  олимпиадах, научно - практических конференциях, конкурсах различного уровня.
Включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с пятого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 7-9 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это социальные проекты, которые помогаю воспитывать гражданственность.
В ходе реализации данных проектов приобретается практический опыт, обеспечивающий социальную компетенцию школьников, необходимую для успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах.

В моей работе существует целая система взаимодействия как с различными структурами и учреждениями, так и внутреннее сотрудничество. Такая система сотрудничества необходима в воспитательном процессе, а также при осуществлении проектов и научно практических конференций.
Прудникова Алена Алексеевна, музейная педагогика
Наиболее значимые проекты, которые участвовали в районных и окружных этапах:
- С чего начиналось Приволжье
- Аллея учительской славы
- Наша безопасность
- Чистая вода
- Самарины в Приволжье
- Чистое село
В ходе работы над проектом дети видят результат своей деятельности: Они ощущают свою полезность району, школе, классу. На основе проекта «Аллея учительской славы» администрация стала обращать внимание на благоустройство парка: посадка цветов, вырубка старых деревьев. А депутаты-активисты стали оснащать село детскими площадками.
Анализируя воспитательную работу в своем классе, пришла к выводу что, основные черты классного коллектива - инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания. Не менее значимо и то, что мои воспитанники стараются познать новое, помочь и посочувствовать нуждающемуся, поучаствовать в играх, конкурсах, творческих делах, пообщаться с другими школьниками и взрослыми.

Всероссийская педагогическая конференция «Мы растим будущее России» 2020
Автор: Прудникова Алена Алексеевна
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье, Самарская область
Название: «Музейная педагогика как средство воспитания подростка с активной гражданской позицией и чувства патриотизма за свою Родину»
По предмету: История и обществознания
Тема: Внеурочная деятельность

Forums: