ЗАМЕТКИ ЮНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

…Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
М. Исаковский

Чернявский Платон, «От Ладоги до Баренцева моря»
Я родился в Санкт-Петербурге, в городе Великого Петра. Это моя малая родина.
Когда мне исполнилось 8 лет, наша семья переехала в Лениградскую область. Лес, новый поселок, родители, кошка Фокси, школа, друзья - тоже моя малая родина. Из таких родных уголков состоит наша общая Родина. Она очень большая, потому что ее омывают три мировых океана, а солнце не может осветить её сразу одновременно, в ней одиннадцать часовых поясов!
В России много интересных и удивительных мест. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: её земля, народ, история. Моя Родина богата прекрасной и разнообразной природой, она страна удивительных контрастов! На Севере лежит снег, а на юге уже цветут сады, у нас есть степи и тайга, речушки и моря, мегаполисы и тихие деревушки, горы и равнины! Для всех найдется место!
Моя семья любит путешествовать по родной стране. Мы проехали по Новгородской и Тверской земле, проплыли по красивейшему озеру Селигер, были в Крыму, отдыхали в Карелии. Очень много путешествуем по родному краю. Мой поселок расположен рядом с Петербургом, по выходным мы посещаем достопримечательности города, но область по числу красивых мест не уступает северной столице. В ней есть знаменитые дворцовые ансамбли, старинные церкви, древние крепости, озёра, леса и даже пещеры.
От Ладоги до Баренцева моря
конкурс «Я и Родина моя»
Северная жемчужина. Любимое место отдыха для нашей семьи - Ладожское озеро. Даже в солнечную погоду невозможно увидеть все его размеры. Ладога привлекает нас не только своими прозрачными водами и бескрайностью, а прежде всего дорогой к ней. Все монументы расположены непосредственно в местах сражений. «Зеленый пояс Славы» насчитывает около 80 памятников, стел и обелисков! Ежегодно мы совершаем поездки к берегам Ладоги, останавливаясь возле очередного памятника. В таком удивительном месте я живу, но я хочу рассказать еще об одном крае, который тоже стал мне родным.
Предисловие. Мой папа родился в Заполярье, после школы он приехал учиться в северную столицу, закончил ВУЗ, встретил мою маму и остался здесь. Петербург он называет своей второй родиной, но очень скучает по местам, где прошло его детство. Мы давно планировали проехать на машине по Кольскому полуострову, и вот моя мечта сбылась. Путешествие состоялось, и я хочу описать его подробно.
Заметки юного путешественника
Карелия. 25 июля 2021г. Сегодня мы вновь отправляемся в путь, на этот раз нам предстоит дальняя поездка на Кольский полуостров. Настроение приподнятое, трасса свободная и ровная. Дорога хорошо знакома, много раз мы колесили по Мурманскому шоссе, поэтому вспоминаем знакомые места, играем в «города», слушаем музыку... До Петрозаводска (он в стороне от трассы) добрались быстро, сделали остановку на заправке и прогулялись по лесу. Получаем наслаждение от найденной ягоды, отправляя ее в рот, язык мгновенно становится сине-черным, но нам с сестрой смешно, и мы соревнуемся с ней, у кого он чернее! Не зря эту ягоду называют черникой. Встретились пара подосиновиков, брать не стали, оставили грибникам. Перекусили и отправились дальше. Играем в «рифмы», смотрим «мультики» Заезжаем на ночевку в портовый город Сегежа.
Пересекаем Полярный круг. Белые ночи помогают проснуться без особого труда, и мы снова в дороге. В Карелии сказочно-красивые хвойные леса с ягодами и грибами, чистыми озерами. Едем чуть больше трех часов и видим стелу «Полярный круг», делаем остановку. Внимание привлекают «пирамидки» из камней - это сейды. Древние саамы называли так простейшие сооружения из камня, которые служили для них объектами поклонения, и считали, что если к ним обратиться с просьбой, то дух, который находится внутри, обязательно его исполнит. До наших дней сохранилась традиция загадывать желание. Мы с сестренкой тоже построили свои «пирамидки» и подошли к дереву, украшенному цветными ленточками. Бабушка объяснила, что так саамы задабривали духа, преподносили ему рыбу, оленьи рога, яркие ленты, иначе он мог навсегда покинуть сейд.
По тропе идем к озеру, перед нами зеркальная гладь воды и удивительный пейзаж. Мы не можем удержаться, бегом спускаемся к берегу. Вода настолько прозрачна, что в ней видны рыбешки, с восторгом наблюдаем за ними. Мама с бабушкой сооружают «стол» на природе. Перекусив, и убрав за собой все, чтобы не было никаких признаков нашего пребывания (это обязательное правило нашей семьи), мы возвращаемся к машине и говорим: «До свидания, Карелия, здравствуй Заполярье!».
«От Ладоги до Баренцева моря», конкурс «Я и Родина моя»
Апатиты. Держим путь в Апатиты – папину родину. Вспоминаем все, что знаем про Север. Кольский полуостров на севере омывается водами Баренцева моря, на юге и востоке Белым морем. Лето здесь короткое и прохладное, зима длинная и суровая. Зато здесь бывает чудесное явление: полярная ночь с северным сиянием и полярный день! После пересечения полярного круга высокие сосны и ели сменяет редкий лес и кустарники, но, как и в Карелии, здесь много озер и рек. Вскоре перед нами открывается необычный вид: слева - необъятное озеро Имандра, справа - горы Хибины. Мы сворачиваем с трассы, и нас встречает стела – указатель с огромными белыми буквами «АПАТИТЫ».
Апатиты - один из крупнейших научных центров страны. В самом центре находится Академгородок, в нем необычный музей под открытым небом: вместо деревьев стоят глыбы различных горных пород и минералов с их названиями. Город, словно расположен в самом лесу, и природа воспринимается более естественной. Множество берёз и рябин, разноцветные мхи, ягодные кустики встречаются буквально под ногами, а грибы, по рассказам папы, здесь растут только съедобные. Мы проходим мимо его школы, заходим во двор дома, где он жил. Весь вечер мы слушали воспоминания папы, а засыпая, я подумал, что полюбил этот город, он мне стал родным, близким, ведь здесь корни моего рода.
Кировск. Утро серое, туманное, но оно не мешает нам посетить соседний город. Апатиты и Кировск называют «воротами в Хибины». Эти два города появились благодаря открытию Апатито-нефелинового месторождения.
Два города разделяет всего пятнадцать километров, а они совершенно разные. Апатиты стоит на равнине, а Кировск - прямо посреди Хибинских гор. Улицы то поднимаются вверх, то спускаются под гору. Мы посещаем музей, посвященный горному делу и геологии. В центре города расположено живописное озеро, а на склонах гор оборудованы горнолыжные комплексы.
Мурманск. Дорога из Апатитов в город - герой Мурманск занимает около трех часов. В нем я уже бывал, останавливаемся у папиной сестры. С каждым разом я все больше и больше узнаю интересного о столице Заполярья. В этом городе много связано с памятью о Великой Отечественной войне. Уже стало семейной традицией по приезду посещать памятник «Алеше» (официальное название «Защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ»), установленный на сопке, где стояла в 1941 году зенитная батарея, защищавшая город от бомбежек.
Чернявский Платон, конкурс «Я и Родина моя»
Териберка. Единственное место на Кольском полуострове, где за 2 часа можно доехать с Мурманска до побережья Баренцева моря и почувствовать дыхание Северного Ледовитого океана. Эмоции переполняют нас от того, что мы увидели! Песчаный пляж с белым песком, гигантскими качелями и огромной рамкой для фотографий на берегу с видом на океан; сказочный каменный пляж, с огромными камнями под названием «Яйца динозавров», скалы красного цвета, останки старых деревянных рыболовецких кораблей, озёра, водопады, цветущая тундра. Ощущение, что ты находишься в Арктике и перед тобой настоящий Северный Ледовитый океан -не передать. Териберка — это место, которое должен посетить каждый, кто любит путешествовать!
дипломблагодарность
Это была чудесная поездка. Нетронутая природа, цветущая тундра, красивые озера и водопады, Хибины и суровое побережье Баренцева моря поразили меня своей красотой и оставили приятные воспоминания. Чем больше мы путешествуем, тем лучше понимаю, как мало я знаю еще о своей Родине. Свои впечатления я оформил в виде фотоотчета по маршруту и подготовил презентацию «Отсюда начинается Россия». Мечтаю проехать всю страну до Тихого океана.
Всероссийский конкурс творческих, исследовательских работ «Я и Родина моя»
Участник: Чернявский Платон Григорьевич
Работа: «От Ладоги до Баренцева моря (заметки юного путешественника)»