ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

«Хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания»
(на примере практической работы с детским хоровым коллективом)
Хоровое пение.Гнускова Т.В. 01Хоровое пение. Гнускова Т.В. 02
На протяжении веков в истории развития общества искусство играет одну из ключевых ролей. С древности люди обращались к пению как форме эмоционального и психологического самовыражения, через которое воплощалась потребность сохранения национальных и культурных ценностей.
Начиная с начала 19 века многие педагоги уделяли особое внимание духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Следует отметить, что одним из наиболее общедоступных форм коллективного музицирования, побуждающих к особому восприятию, пониманию музыки и текста, а также духовному единству поющих, является хоровое пение. Этот вид деятельности приобщает певцов к высокому искусству, духовным стремлениям, что сильнейшим образом воздействует на уровень воспитания и образования личности, в том числе свидетельствует о культурно-просветительской направленности. Понятия духовность и нравственность являются основополагающими аспектами формирования личностных качеств обучающихся.
Хоровое пение. Гнускова Т.В. 03Хоровое пение. Гнускова Т.В. 04
Именно в коллективной деятельности проявляется особый педагогический процесс, в котором строится определенная структура, где в коллективном сотворчестве достигается результат и единомыслие. Роль дирижера в хоровом детском коллективе не только в том, что он является отличным профессиональным музыкантом, но в большей мере проявляет педагогические способности. Помимо музыкального становления обучающихся существует непрерывный процесс их взаимодействия с педагогом, где возможны варианты духовно-нравственного развития для обеих сторон. Нравственное воспитание в детском хоровом коллективе проявляется в различных видах деятельности: вербальное и невербальное общение дирижера с подрастающим поколением, обсуждение и беседы на различные темы, которым важно дать необходимую моральную оценку.
Кроме творческих задач перед руководителем детского хора поставлены и такие задачи, обеспечивающие его (хор) особое становление и развитие: участие в конкурсах, концертах, поддержка и сохранение исполнительского «тонуса» коллектива, формирование позитивных отношений внутри коллектива, индивидуальное стимулирование способностей обучающихся.
Хоровое пение. Гнускова Т.В. 05Хоровое пение. Гнускова Т.В.
Являясь преподавателем и руководителем нескольких хоровых коллективов, автор статьи непрерывно сталкивается с современными проблемами воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и подростков.
Рассмотрим основные задачи педагога при руководстве детским хоровым коллективом:

подбор высокохудожественного репертуара;
активное участие в концертно-конкурсной и просветительской деятельности;
создание в коллективе творческой атмосферы;
формирование основ патриотического воспитания.

Определяющим фактором при выборе основной части репертуара, является опора на лучшие образцы классической музыки. В основном это хоровые сочинения русских и зарубежных авторов: И.С. Баха, И. Брамса, Ц. Кюи, Ф.Шуберта, М.М.Ипполитов-Иванова, А.Гречанинова и других. Кроме них очень важно знать и понимать традиции своей страны и ориентироваться в песенной культуре других национальностей. Поэтому обязательным является исполнение различных хоровых обработок песен разных народов мира на языке оригинала. При выборе репертуара учитываются как традиционные, так и новаторские черты хоровых сочинений.

Хор «Сириус» (руководитель коллектива – автор статьи, преподаватель школы искусств им. Г.В. Свиридова №14, г. Екатеринбург) постоянный участник сводного хора к празднику, посвященному «Дню Победы» («Мы – внуки Твои, Победа»), четырежды лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни «Песни Родине поем», городского проекта при участии тысячи хоровых певцов «Хором славим Россию и город», участник проектов, посвященных творчеству Георгия Свиридова в г. Курске и г. Москве. При участии хора в подобных крупных мероприятиях формируются эмоциональная выносливость, психологическая устойчивость, приобщение в общему делу.
Одной из основных задач является развитие музыкальной культуры обучающихся. Участники хора посещают концерты ведущих коллективов города с последующим обсуждением впечатлений на уроках. Процесс разучивания многоголосного хорового произведения влияет на развитие и обогащение интеллектуальных и творческих способностей обучающихся: способствует развитию наблюдательности, увеличивает воображение через активное слуховое восприятие, воспитывает целостное представление формы и ее отдельных частей. Особо выделим, что слаженное пение концентрирует чувство эмпатии, при этом создается психологический комфорт.
Важно формировать у подрастающего поколения чувства любви и уважения к Родине. Прививать грамотное отношение к русскому языку посредством анализа и изучения текстов хоровых произведений.
Целью духовно-нравственного воспитания является не только индивидуальное развитие певца, его музыкальных, вокальных, ритмических, интонационных способностей, но и процессы, определяющие ценностно-смысловые ориентиры окружающего мира и себя, как части единого целого. Именно в коллективной хоровой деятельности сочетаются и взаимодополняются ощущения как одного, так и других певцов хора. Участники воодушевляются единым эстетическим стремлением к художественному и нравственному совершенству. Толерантность, нравственность, соборность, духовность – вот те критерии, синергия которых подтверждает, что хоровое пение является одной из форм духовно-нравственного воспитания личности. Таким образом в педагогическом процессе сочетаются задачи как общемузыкального, так и воспитательного характера.
В современном мире духовно-нравственное воспитание и формирование высокохудожественного эстетического вкуса подрастающего поколения – это одна из наиболее актуальных проблем. Хоровое пение сильнейшим образом воздействует на мировоззрение личности ребёнка и берёт на себя роль воспитания и развития будущих поколений.

Всероссийская Педагогическая конференция «Мы растим будущее России»
Автор: Гнускова Татьяна Валерьевна
преподаватель МБУК ДО ЕДШИ № 14 им. Г.В. Свиридова, УГК им. М.П. Мусоргского
Номинация: Духовно-нравственное воспитание
Тема выступления: «Хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания» (на примере практической работы с детским хоровым коллективом)
МБУК ДО «Екатеринбургская детская школа искусств № 14 имени Г.В. Свиридова», ФГБОУ ВО "Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского"
Свердловская область, г. Екатеринбург

Forums: